Top.Mail.Ru

Работа: Порядок внесения изменений в ст.65 Конституции РФ.

Порядок внесения изменений в ст.65 Конституции РФ.

Готово

Анализ процедуры изменения ст.65 Конституции РФ, регулирующей состав субъектов Федерации.

Зарегистрируйтесь

Получите доступ к генератору работ с ИИ

Содержание работы

Работа содержит 3 главы

Конституционно-правовая природа статьи 65

символов • Глава 1 из 3

Статья 65 Конституции Российской Федерации занимает особое место в системе основного закона, выполняя функцию юридического закрепления федеративного устройства государства. Её конституционно-правовая природа определяется двойственным характером: с одной стороны, она содержит статичный перечень субъектов Федерации, а с другой — предусматривает динамическую процедуру его изменения, что отражает эволюционный потенциал российского федерализма. Как отмечается в комментарии к Конституции РФ под редакцией В.Д. Зорькина, данная статья представляет собой «институциональный каркас федерации», устанавливая исчерпывающий состав её территориальных образований. Этот перечень не является простой технической справкой, а обладает высшей юридической силой и служит основой для разграничения предметов ведения и полномочий между центром и регионами. Содержание статьи 65 выходит за рамки простой номинации, приобретая существенное правовое значение. В соответствии с позицией, изложенной в монографии «Конституционное право России» С.А. Авакьяна, включение наименования субъекта в текст Конституции легитимирует его статус и гарантирует его сохранность. Любое изменение этой статьи затрагивает основы конституционного строя, в частности принципы федерализма и государственной целостности, что обусловливает особый, усложнённый порядок её пересмотра. Данный порядок, установленный главой 9 Конституции, служит своего рода «стабилизатором» федеративных отношений, предотвращая произвольные территориальные преобразования. Таким образом, статья 65 выполняет системообразующую функцию, выступая юридическим выражением состава Российской Федерации. Её стабильность является залогом устойчивости всей системы государственного устройства, в то время как предусмотренный механизм изменений позволяет адекватно реагировать на объективные социально-политические и экономические процессы. Анализ её природы демонстрирует неразрывную связь между формальным закреплением состава субъектов и материальными основами федеративной организации власти, что предопределяет необходимость тщательного изучения процедурных механизмов внесения изменений, которым будет посвящено дальнейшее исследование.

Процедурные механизмы внесения изменений

символов • Глава 2 из 3

Процедурные механизмы внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации представляют собой строго регламентированный порядок, детализированный как в основном законе, так и в федеральном законодательстве. В отличие от пересмотра Конституции, регулируемого главой 9, внесение поправок в статью 65 осуществляется по упрощенной процедуре, что подчеркивает ее динамичный характер, связанный с федеративным устройством государства. Как отмечается в комментарии к Конституции РФ под редакцией В.Д. Зорькина, данная статья обладает «особой юридической природой», что предопределяет специфику ее изменения. Основным нормативным актом, регламентирующим данный процесс, является Федеральный закон от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Процедура инициируется на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта либо об изменении конституционно-правового статуса субъекта. Согласно позиции, изложенной в работе «Конституционное право России» под редакцией Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, изменения в статью 65 вносятся указом Президента Российской Федерации. Данный указ издается на основании решения, принятого в порядке, установленном соответствующим федеральным конституционным законом. Таким образом, ключевая роль в данной процедуре отводится главе государства, что подчеркивает его координирующую функцию в вопросах федеративных отношений. После издания указа Президента в течение семи дней он направляется в Совет Федерации Федерального Собрания. Палата обязана рассмотреть указ в установленный срок и принять по нему решение. Важно отметить, что, как указано в комментарии к Конституции РФ, изменения в часть 1 статьи 65, касающиеся состава субъектов Федерации, не требуют одобрения законодательными органами субъектов Российской Федерации, что является существенным отличием от общей процедуры внесения поправок в главы 3–8 Конституции. Это позволяет оперативно отражать изменения в территориальном устройстве страны. Окончательным этапом является официальное опубликование указа с внесенными изменениями, после чего они приобретают юридическую силу. Данный механизм обеспечивает необходимый баланс между стабильностью конституционного текста и гибкостью в регулировании вопросов, связанных с федеративным устройством государства.

Правовые последствия и практика применения

символов • Глава 3 из 3

Изменения в статью 65 Конституции РФ, фиксирующую состав Российской Федерации, влекут за собой комплекс правовых последствий, выходящих за рамки простого обновления текста Основного закона. Как отмечается в комментариях к Конституции РФ, такие поправки носят учредительный характер, поскольку непосредственно затрагивают основы федеративного устройства государства. Каждое включение нового субъекта или изменение его статуса требует немедленной корректировки всей системы законодательства, начиная с федеральных конституционных законов о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, и заканчивая актами субъектов Федерации. Практика применения процедуры внесения изменений в данную статью демонстрирует ее востребованность в контексте территориальной трансформации государства. Наиболее масштабным примером стало последовательное объединение ряда субъектов РФ в 2000-х годах, что потребовало не только внесения изменений в Конституцию, но и сложного переходного периода, урегулированного специальными федеральными законами. В работе «Конституционное право России» подчеркивается, что подобные процессы влекут за собой необходимость решения вопросов о правопреемстве, собственности, бюджетных отношениях и функционировании органов государственной власти на объединенных территориях. При этом, как показывает анализ постановлений Конституционного Суда РФ, судебная практика играет ключевую роль в толковании норм, связанных с изменением состава Федерации, обеспечивая их соответствие общим принципам федерализма, целостности государства и правам граждан. Отдельного внимания заслуживают последствия, связанные с международно-правовым признанием. Присоединение Крыма и Севастополя в 2014 году, оформленное, в том числе, через внесение изменений в статью 65, наглядно показало, как внутригосударственные конституционные процедуры могут становиться предметом международных споров и санкций, что добавляет к правовым последствиям значительный геополитический аспект. Таким образом, практика применения механизма изменения статьи 65 подтверждает, что он служит не техническим инструментом актуализации текста, а важнейшим правовым средством легитимации глубоких преобразований в федеративной структуре страны, требующим скоординированных действий всех ветвей власти и влекущим масштабные системные изменения во всем правовом поле.
Порядок внесения изменений в ст.65 Конституции РФ. — СтудБанк | СтудБанк